Проекты
КТК расширится
Горбань Николай Николаевич
Родился 23 июня 1970 года в г. Луховицы Московской области. В 1997 г. закончил Донбасскую государственную академию строительства и архитектуры по специальности «Промышленное и гражданское строительство», в 2001 году – Тюменский государственный нефтегазовый университет по специальности «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Имеет степень кандидата технических наук. Занимал должности заместителя генерального директора по эксплуатации ОАО «Черномортранснефть», главного инженера ОАО «Мостранснефтепродукт». С апреля 2012 г. по март 2014 г. – первый вице-президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» (дочернее общество ОАО «АК «Транснефть»). 7 марта 2014 года назначен президентом ОАО «АК «Транснефтепродукт». 25 июня 2016 года Николай Горбань приступил к исполнению обязанностей генерального директора КТК. Его кандидатура была выдвинута ОАО «АК «Транснефть», представляющим интересы российского правительственного акционера, и одобрена всеми акционерами.
Трубопровод планирует выйти на проектную мощность во второй половине 2017 года
В середине сентября в Астане состоялась встреча генерального директора Каспийского трубопроводного консорциума Николая Горбаня с председателем правления нацкомпании «КазМунайГаз» Сауатом Мынбаевым. Николай Горбань отметил, что КТК готов в полной мере и своевременно обеспечить увеличение пропускной способности нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск» для приема нефти с месторождения Кашаган. Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км. Морской терминал КТК оснащен выносными причальными устройствами, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Проект расширения КТК предполагает модернизацию 5 существующих и строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 – на территории Республики Казахстан, 8 – в Российской Федерации), возведение в дополнение к существующим четырем шести резервуаров (объемом 100 тыс. куб. м каждый) для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88-километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра. Общая сумма инвестиций в проект составит 5,4 млрд долларов США.
Николай Горбань возглавил Каспийский трубопроводный консорциум сравнительно недавно, в июне т.г., его кандидатура была предложена «Транснефтью» и одобрена акционерами КТК. В интервью «Интерфаксу» он рассказал о задачах, которые стоят перед ним в новой должности, планах КТК по прокачке нефти на 2016 и 2017 годы и перспективах работы консорциума после окончания модернизации.
– Вы недавно вступили в должность главы КТК. Какие основные задачи стоят перед вами?
– На сегодняшний день мы заканчиваем вторую и третью фазу проекта расширения, что позволит нам выйти на проектную мощность 67 млн тонн. С учетом добавления присадок мы планируем, что это будет порядка 76 млн тонн. Поэтому главная задача на сегодня – это завершение проекта расширения. Понятно, что она требует максимального напряжения сил от всех его участников.
Во-вторых, мы последовательно занимаемся интеграцией новых объектов в действующую трубопроводную систему КТК. И третье – продолжаем планомерную работу по совершенствованию основной деятельности КТК.
– Какой ожидается эффект после завершения проекта расширения? Как вы оцениваете ход работ, и получится ли закончить их в срок?
– КТК, как вы знаете, это один из наиболее рентабельных и надежных маршрутов транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки через порт Новороссийск. Результатом проекта расширения станет возможность транспортировать нефть в увеличенных объемах, в основном, с месторождений Казахстана, это Кашаган, Карачаганак и Тенгиз, а также с российского месторождения им. Филановского, разрабатываемого «ЛУКОЙЛом». Мы уже получили заявки на увеличение объемов прокачки нефти от операторов по всем трем месторождениям в Казахстане. Мы, по сути дела, создаем тот профицит мощности, который необходим для увеличения добычи нефти на этих месторождениях.
На текущий момент общая пропускная мощность КТК выросла до 52 млн тонн нефти в год. Это стало возможным за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, построенных в рамках первой фазы проекта расширения. Это 19 объектов, из них 16 на территории России, три на территории Казахстана. Были построены нефтеперекачивающая станция НПС-4 в Ставропольском крае и НПС-3 в Калмыкии, запущены и модернизированы станции на территории Казахстана: «Тенгиз» и «Атырау». Расширен резервуарный парк в Новороссийске до 700 тыс. тонн. До конца года мы ожидаем ввод еще трех резервуаров емкостью 100 тыс. тон каждый. Таким образом, объем резервуарного парка достигнет 1 млн тонн.
– Какие объекты планируете ввести в ближайшее время, и когда КТК планирует выйти на проектную мощность?
– Мы планируем выйти на проектную мощность во втором полугодии 2017 года. В России к началу 2017 года планируется полностью завершить работы с комплексными испытаниями и обеспечить готовность к вводу в эксплуатацию нефтеперекачивающих станций А-НПС-4А и А-НПС-5А (Астраханская область), НПС-2 (Республика Калмыкия), НПС-5 (Ставропольский край), НПС-8 (Краснодарский край). В Казахстане завершается строительство двух станций: А-НПС-4 будет введена в эксплуатацию в ноябре 2016 года, а что касается А-НПС-3А, то ее комплексное опробование намечено на декабрь 2016 года, что позволит ввести станцию в эксплуатацию в первом полугодии 2017 года.
– Раньше говорилось, что проект расширения КТК планируется окончательно завершить к концу 2016 года...
– Да, мы планировали завершение проекта на конец 2016 года, но по определенным объективным и субъективным причинам получается, что ввод ряда нефтеперекачивающих станций переносится на следующий год. Но это ни в коей мере не повлияет на способность системы принять заявленные объемы нефти от производителей.
– По каким причинам был перенесен ввод объектов?
– Причины самые разнообразные. Есть земельные вопросы, вопросы законодательства по вводу объектов, поставки оборудования. В некоторых случаях пришлось менять подрядчика в связи с некачественным проведением работ и несоблюдением установленных сроков.
– Повлияли ли санкции на реализацию проекта расширения, нет ли проблем с поставками импортных материалов?
– Могу сказать, что санкции Евросоюза и США не оказали значительного влияния на реализацию проекта расширения. Большая часть оборудования была поставлена до введения санкций, за исключением некоторых видов оборудования, которое входит в комплексную поставку, например, насосных агрегатов. Но контракты подписаны, запрета нет, поэтому мы не испытываем сложностей. По многим позициям нам удалось вместо импортных поставок использовать продукцию производителей из России или ближнего зарубежья.
– Какова доля российской продукции, используемой в рамках реализации проекта расширения?
– По стоимости доля российского оборудования и продукции составляет 70% в общем объеме закупаемого оборудования для КТК.
– На сегодняшний день как Вы можете оценить, все ли мощности КТК будут использованы после завершения модернизации?