Проекты
Нефтехимии нужна «дорожная карта», а не прожекты
Нариман Ахметжанов, директор ТОО «Северхим»
Евгений Пущик, заместитель директора ТОО «Северхим»
Нефтехимия – одна из важнейших отраслей перерабатывающей индустрии. Продуктами, которые она производит, мы пользуемся практически постоянно. Из любых пяти предметов, которые нас окружают в любой момент времени, четыре созданы, благодаря нефтехимии.
Нефтехимия – раздел химии, изучающий процесс переработки углеводородов нефти и получения продуктов нефтехимии: этилена, пропилена, бутилена, спиртов, эфиров, бензола и др. Полимеры – это органические вещества с высокой молекулярной массой, которые составляют основу пластических масс. Полимеры – это уникальный класс химических веществ, которых называют венцом эволюции неживого мира, это класс веществ, которых породил жизнь.
К сожалению, Казахстан, имея хорошую сырьевую базу для развития нефтехимии, по сути, проспал «золотые времена» для развития крупнотоннажного производства нефтехимической продукции.
Анализ мирового рынка и рынка СНГ
Ведущими государствами по производству нефтехимической продукции являются в настоящее время США, Германия, Китай, Япония, Саудовская Аравия, Франция, Бразилия, Великобритания. Фокус мирового импорта базовых продуктов нефтехимии постепенно смещается от стран Евросоюза в сторону развивающихся экономик. По данным ICIS Consulting, объем международной торговли продуктами нефтехимии вырос за последние 20 лет с 86 до 314 млрд долларов США. Мировой объем полимеров оценивается в 220-230 млн тонн, из которых рынок полиэтилена составляет около 37% (80 млн тонн), и полипропилена – 25% (55 млн тонн).
Согласно информации группы «Creon», по итогам 2015 года производство полимеров в СНГ составило 5.31 млн т, по сравнению с 2010 г. показатель вырос на 31.5%. Это стало возможным, благодаря вводу новых мощностей полимеров: полиэтилена, полипропилена, ПВХ, полистирола и ПЭТФ. Однако даже растущее производство не в состоянии обеспечить потребности в данной продукции: спрос в прошлом году составил 6.65 млн т, что на 25% превышает производство.
По объему производства нефтехимической продукции Россия занимает 19-е место в мире (1% мирового объема), по объему на душу населения – 11-е место. Россия занимает 4-е место в мире по производству синтетического каучука (около 10%), по всем остальным полимерным позициям доля России – меньше 1%.
Как выглядит Казахстан на рынке СНГ
Как сообщила Лола Огрель, руководитель департамента аналитики Группы CREON на форуме «Полимеры Центральной Азии», сильная зависимость Казахстана от зарубежных поставок полимеров остается одной из острых экономических проблем. Потребляя до 300 тыс. т полимеров различного назначения, страна имеет только небольшое производство полипропилена мощностью 70 тыс. т (ТОО «Компания Нефтехим LTD»), оно является экспортно-ориентированным, продукция поставляется в Россию, Турцию, Украину, Китай и Западную Европу.
Тем не менее, в 2015 г. потребление полиэтилентерефталата (ПЭТФ) в Казахстане составило порядка 48 тыс. т, что на 9 тыс. т меньше уровня максимального потребления, отмеченного в 2012 г. Недозагрузка мощностей переработчиков находится на уровне 30%: розлив пива в ПЭТ по-прежнему находится под запретом, рынок полностью зависит от импорта.
Основным поставщиком поливинилхлорида (ПВХ) и композиций на его основе является Китай. Своего пика спрос на ПВХ достиг в 2014 г., когда в Казахстан было поставлено 78.5 тыс. т ПВХ и композиций. В 2015 г., в связи со снижением переработки, импорт сократился на 25% и составил 59 тыс. т.
Потребление полиэтилена (ПЭ) в Казахстане в 2011-2013 гг. выросло в 2 раза – до 145 тыс. т. Основное развитие шло за счет увеличения производства труб. Однако в последние два года спрос на ПЭ сократился. Внутренние потребности в этом полимере полностью обеспечиваются за счет импорта. Объемы переработки полистирола в Казахстане ниже, чем других полимеров, и находятся на уровне 20 тыс. т. Основным поставщиком является Россия, которая в 2015 г. отправила в Казахстан 16.5 тыс. т (74% поставок), что на 31% больше, чем годом ранее.
Почему в Казахстане не реализованы проекты нефтехимии
За последние годы, еще при высоких ценах на нефть, с высоких трибун часто вещали о перспективах нефтехимических проектов в республике. Однако амбициозные проекты пока остались только на бумаге. Экспортно-сырьевой сектор Казахстана находится в стагнации.
В Казахстане на нефтяной сектор приходится около 20% ВВП и 50% налоговых доходов. Нефтедобыча составляет свыше трети всего объема промышленного производства. При этом на экспорт уходит более 80% добытой сырой нефти. Так, если в 2013 году экспорт казахстанской нефти составлял 68 млн тонн ($55,2 млрд в денежном выражении), то по итогам 2015 года было экспортировано 61,3 млн тонн нефти и произошло двукратное, до $26,2 млрд, падение в долларовом выражении. Все это обусловлено провалами программ индустриализации и политики диверсификации экспортно-сырьевой экономики. Казахстан, имея хорошую сырьевую базу для развития нефтехимии, к сожалению, по сути, проспал «золотые времена» для развития крупнотоннажного производства нефтехимической продукции.
К примеру, за то же время Иран нарастил мощности нефтехимических производств в 7 раз (кстати, за последние годы Иран стал лидером в мире по приросту продукции нефтехимии, и это при экономических санкциях!), Катар – в 5 раз. Авторы статьи в мае 2016 года с большим удивлением смотрели выставку «Нефть и газ Узбекистана 2016», где была представлена презентация Устюртского газохимического комплекса.
Комплекс будет ежегодно перерабатывать 4,5 млрд куб. м природного газа, производя товарный газ (до 4 млрд м3), полиэтилен (387 тыс. тонн), полипропилен (83 тыс. тонн) и другую химическую продукцию. Кроме того, в 2001 г. в республике был введён в строй Шуртанский газохимический комплекс, рассчитанный на производство 150 видов полиэтилена высокого, среднего и линейного низкого давления. Сегодня Узбекистан является одним из лидеров по нефтехимии в Средней Азии.
Что имеем в Казахстане?
В советские времена в республике действовали около 20 крупных нефтехимических предприятий, на которых производился широкий спектр нефтехимической продукции. После распада Советского Союза эти предприятия практически остановились. За 20 лет удельный вес продукции химической и нефтехимической промышленности в экономике Казахстана сократился в несколько раз. Импорт полимеров в Казахстан составляет около 95%.
В декабре 2015 г. на Атырауском НПЗ запущен комплекс (с проектной мощностью по бензолу – 133 тыс. тонн и параксилолу – 496 тыс. т ежегодно). Безусловно, производство ароматики – это уже большой плюс для развития нефтехимии, однако бензол и параксилол будут отправляться на экспорт, поскольку в Казахстане нет возможности перерабатывать эти продукты. Суперпроект ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industires Inc» стоимостью в $6,178 млрд, который должен был обеспечить производство базовой нефтехимической продукции – 500 тыс. тонн полипропилена (1-я очередь) и 800 тыс тонн полиэтилена (2-я очередь) – остаётся пока в подвешенном состоянии. Хотя в СМИ была информация, что Госбанк развития Китая одобрил выделение кредита в $2.0 млрд.
Планировалось, что комплекс в Атырау закроет потребности в полимерной продукции всей Центральной Азии, но это уже сделал Узбекистан. Поэтому возникает вопрос: насколько целесообразны заявленные мощности проекта? Кроме того, как сообщил Асхат Хасенов, директор департамента развития нефтегазохимической промышленности Министерства энергетики Казахстана в ходе конференции «Полимеры Центральной Азии», к 2020 г. ожидается реализация еще двух проектов: «Полиэтилен» и «Бутадиен» мощностью 800 тыс. и 250 тыс. т соответственно. А продавать указанную продукцию-то куда будем? Авторы статьи считают, что маркетинговые исследования экспорта указанной продукции проработаны недостаточно хорошо.
Проблемы казахстанской нефтехимии заключаются в отсутствии реальной «дорожной карты» развития отрасли. Создание в Казахстане специальных экономических зон – это хорошее начало для притока инвестиций в нефтехимические проекты страны, однако падение цен на нефть – сдерживающий фактор на данном этапе для инвесторов.
К сожалению, в стране нет научно-технической базы, которая есть, например, в Баку. Для научных разработок нужны огромные средства, которых сегодня у государства нет. При том, что ситуация в казахстанской экономике далеко не блестяща и действующая налоговая система не стимулирует приток сырья в глубокую переработку, рассчитывать на прорыв в инвестиционных проектах отечественной нефтехимии не приходится. Хотя существует классическая аксиома: прибыль от нефтехимии равна прибыли от нефти, умноженной на 4-5. В крупных нефтяных компаниях, которые имеют свою нефтехимию, падение цен на нефть ощущалось не столь болезненно, потому что нефтехимия при более низких ценах на нефть чувствует себя лучше. То есть все достаточно сбалансировано, и это видно по финансовым показателям нефтехимических компаний мира.
Мировые лицензиары технологий перед рассмотрением проектов нефтехимии требуют хорошо подготовленного предТЭО проекта, такой подход к проектам практикуется в мире. В Казахстане, по сути, все наоборот, то есть заказчики проектов нефтехимии имеют желание прорабатывать проекты, не потратив ни доллара своих денег.
Авторы статьи считают, что крупные проекты нефтехимии в Казахстане нужно было строить в середине 2005-2008 годов, а реализация таких проектов в 2018-2020 годах может иметь проблемы со сбытом продукции. Внутренний рынок сможет потребить не больше 25% продукции, а экспорт на мировые рынки, имея в виду отсутствие выхода к мировому океану, создает проблему логистики.
Что делать?
Конечно, начинать нужно с написания реальной Программы развития нефтехимии («дорожной карты»), за основу нужно взять импорт продукции нефтехимии в Казахстан. К примеру, в России принято распоряжение правительства от 18.05.2016 г. № 954-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года», которое должно обеспечить нефтехимическую отрасль сырьевыми, финансовыми и трудовыми ресурсами. В плане мероприятий присутствует детальная разработка «дорожной карты» по переработке пластмасс, снижению импортной зависимости в сфере обеспечения катализаторами нефтепереработки и нефтехимии и др. Отдельным пунктом выделено: «Разработка и утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года».
Именно на тему развития малотоннажных производств некоторых продуктов нефтехимии авторы статьи хотят обратить особое внимание. После международной выставки «Химия 2015», которая состоялась в Москве в конце 2015 года, было принято решение о возврате к малотоннажным производствам. Так получилось, что на протяжении последних 20 лет мировые химические компании занимались крупными проектами, и не было готовых инженерных решений по малотоннажке.
Малотоннажная химия имеет перспективы развития в Казахстане, однако для ее реализации нужны не дорогие инженерные решения.
Наши компании (ТОО «Северхим, ТОО «Астартес») более двух лет проводили исследования разных рынков нефтехимии, и пришли к выводу о целесообразности развития проектов утилизации ПНГ по технологии «Ucarsorb» (DOW Chemical) и строительства малых установок по производству метанола, а также производства с ПНГ - LNG\CNG.
Рынок метанола Казахстана в 2018 г. составит 90 000-100 000 тонн (добыча газа, производство топливного эфира (добавки к бензину) МТВЕ). Рост потребления метанола в Казахстане обеспечит ввод в действие двух установок каталитического крекинга на НПЗ в Павлодаре и Шымкенте. Метанол и фракции, содержащие изобутилен – это сырьевая база для производства топливного эфира МТВЕ, без которого невозможно производить бензины класса «Евро-3» и выше.
Сегодня Казахстан импортирует метанол с России и Китая по довольно высоким ценам. Как известно, в себестоимости метанола 80% – это цена газа, поэтому метанольные проекты имеют хорошую окупаемость.
Сырьевая база – это попутный нефтяной газ, который сейчас используется неэффективно. Закон РК №291 от 24 июня 2010 г. «О недрах и недропользовании» вводит норму об обязательной переработке ПНГ. По данным ООН, Казахстан входит в первую десятку стран мира по сжиганию ПНГ, поэтому тема утилизации ПНГ в Казахстане имеетa хорошую перспективу.
Развивая проекты производства с ПНГ LNG\CNG, наша страна может решить ряд вопросов с газификацией регионов Казахстана. Создание новых малых производств нефтехимии в Казахстане, по нашему мнению, это частичное решение вопроса ликвидной продукции для страны, создание новых рабочих мест и наполнение бюджета.