Проекты
Почему Китай? Компании из Поднебесной теснят конкурентов на рынке оборудования и сервисных услуг
Александр Загрибельный, специально для Petroleum
ОКНО В ЕВРОПУ
Ветер, дующий зимой в «горную трубу» Джунгарских ворот, опрокидывает с рельсов железнодорожные составы. Здания таможни по крыши заметает снегом. За хребтами Тянь-Шаня лежит огромная страна – Китай.
Тонкая нить – Шелковый путь – не рвется две тысячи лет. Великий путь вновь укрепляется – теперь уже бетоном и асфальтом трансконтинентальной трассы Западный Китай – Западная Европа. Сами китайцы у себя уже давно построили хайвей от Тихого океана через всю страну до границы с Казахстаном, вложили финансы в среднеазиатский участок и с нетерпением ждут, когда соседи расшевелятся и закончат свою часть общего «окна в Европу».
Товары Поднебесной рвутся на внешний рынок. По прикидкам экономистов, сроки их автомобильной доставки могут сократиться после ввода в строй трассы на 15 дней. Время – решающий фактор.
Сюда товары. Отсюда – нефть и газ. Трубопроводы из Казахстана и России построены раньше дороги, и это закономерно – топливно-энергетический ресурс поддерживает рост производства. В ответ раздаются многомиллиардные кредиты, которые рано или поздно придется возвращать – ресурсами, землями, лояльностью к китайской политике. Осуществляя подобный обмен, китайцы внимательно приглядываются ко всему, что лежит по сторонам.
ТИХИЕ КИТАЙЦЫ
Как положено, отведав в Пекине утки по-пекински, мы прилетели в Дуньин – небольшой провинциальный город с полуторамиллионным (как в Алматы) населением. Дуньин расположился в дельте Хуанхе (Желтой реки).
Его можно назвать столицей второго по величине нефтедобывающего района Китая. Сотни тысяч наших сограждан побывали в Китае, и имеют достаточное представление об этой стране. Я же попытался разобраться, почему китайские компании теснят своих европейских и американских конкурентов на рынке нефтегазового оборудования и сервисных услуг. Тем более что я находился внутри процесса созревания контракта между казахстанской сервисной компанией ТОО «Zhanros Drilling» и китайской Dongying Jianxin Petroleum Equipment Co., Ltd.(DJPE), выступая в этой поездке сразу в двух качествах: журналиста и координатора проекта.
Машин в Дуньине значительно меньше, чем в нашей южной столице, пробок вообще нет. Бесшумно движутся велосипеды, тихо шуршат электроприводами мопеды и трехколесные мотороллеры. Это не те бешено ревущие на светофорах бензино-моторные скутеры Рима или могучие «харлеи» Калифорнии. У здешних у всех примерно одинаковая скорость – 40-50 км в час. И в больших, и в малых городах они почти на равных по количеству с автомобилями.
КАЧАЛКА ВО ДВОРЕ
По-моему, у нас еще никто не писал о том, как в здешних краях добывают нефть. А теперь вообразите в центре Алматы вместо автомобильных заправок мотающие вверх-вниз «конскими головами» нефтяные качалки. Да что там Алматы, стоит знающему человеку представить себе многоэтажные жилые дома рядом с качалками и погружными насосами, даже не на Тенгизе с его сероводородом, а скажем, на южном спокойном кызылординском месторождении Кумколь, как сразу понимаешь всю абсурдность этой картины. В си-лу множества причин. В первую очередь – еще с давних времен имеем загрязненность территории нефтепромысла до ее полного нежилого состояния. Загазованность атмосферы, от чего у многих живущих и работающих там поднимается давление.
У нас это – промзона, и никому в голову не придет строить на ней чтолибо, кроме вахтовых поселков, да и то подальше от действующих скважин.
А работы по капитальному подземному ремонту скважин! Сколько туда завозят оборудования, труб, химикатов… А возможные прорывы линий и аварийные выбросы нефти и газа!
Самым неожиданным было то, что нефть в Дуньине действительно добывают прямо в центре города непосредственно в жилых кварталах, а нефтепроводы проложены вдоль оживленных улиц. Все выглядит очень естественно и, казалось бы, просто. И нигде ни единого горящего факела.
В самих домах так же чисто и аккуратно. С какой стороны ни возьми, Дуньин – поучительный китайский пример соблюдения экологических норм при совместном проживании нефтедобычи и обычных горожан в полисе с полуторамиллионным населением. Удивительный симбиоз, который я не встречал больше ни в какой другой стране.
В Дуньине располагается один из крупнейших китайских университетов, готовящий кадры нефтяников. Здесь учится немало казахстанцев. Приезжают сюда и студенты из Кызылорды по направлению компании «ПетроКазахстан». Какой бесценный опыт для внедрения могут выпускники привезти домой!