Эксклюзив
Рост рынка нефтесервиса будет выше,чем рост экономики в целом
На вопросы Petroleum отвечает Кудайберген Алмас Шайыкбекулы, председатель Союза сервисных компаний Казахстана

– Алмас Шайыкбекулы, возглавляемый Вами Союз объединяет сервисные компании, работающие в разных секторах рынка ЕРС-услуг. Поэтому, наверное, Вы, как никто другой, знаете этот рынок. Какие главные проблемы и болевые точки Вы видите сегодня на нем?
– Давайте, во-первых, определимся, что такое ЕРС-услуги. В западной инжиниринговой школе, откуда идет данное наименование – ЕРС подразумевает выполнение проекта под ключ, это инжиниринг, закупки и само строительство. В мировом рейтинге ЕРС-подрядчиков, ежегодно присваиваемом признанным международным агентством ENR, мы видим доминирование компаний из Европы, США и Японии. Хотя можно отметить, что в последние годы китайские компании начали активно входить в данный рейтинг, к примеру, в последнем рейтинге из 100 самых крупных ЕРС-подрядчиков – 21 фирма из Китая.
Если примерить этот список к казахстанским реалиям, то можно отметить, что среди вышеуказанных топ-100 международных подрядчиков, более 20 компаний присутствуют в Казахстане, что показывает очень большую привлекательность местного рынка, в частности, на крупных проектах активно работают Fluor, KBR, Saipem, Bechtel, CCC, Gama, Tekfen и т.д. К примеру, ситуация в России в корне отличается от казахстанской. В Россиии в советское время существовали крупные строительные тресты, которые также продолжают активно работать и сейчас.
С другой стороны, можно отметить, что за счет государственной политики в России за последние годы сформировался костяк крупных местных генеральных подрядных компаний, таких как «Стройтрансгаз», «Стройгазконсалтинг», «Стройгазмонтаж», которые имеют миллиардные обороты. К примеру, интересен опыт компании «Стройгазконсалтинг», которая была создана в 1994 году, и за 18 лет выросла до промышленной строительной компании с ежегодным доходом более 10 млрд долларов США (данные за 2012 год).
Есть ли у нас местные ЕРС-компании? За годы независимости в Казахстане в гражданском строительстве выросли компании, которые уже могут выполнять сложные работы, включая проектирование, и строить сложные гражданские здания. В дорожной отрасли также сформировался костяк отечественных компаний, которые уже участвуют в таких крупных проектах, как «Западный Китай - Европа». А какова ситуация в нефтегазовом строительстве? Генподрядные работы относятся к работам высокой технологичности.
В настоящий момент в Казахстане сложилась практика, когда генподрядные работы, в основном, осуществляются зарубежными компаниями, которые также стараются привлечь своих «привилегированных» зарубежных субподрядчиков. Но радует, что в последние годы в Казахстане сформировались местные компании, которые частично могут выполнить ЕРС. Из трех букв «ЕРС» казахстанские компании успешно научились выполнять строительные услуги, в частности, при строительстве нефтегазовых объектов. К сожалению, «Е» и «Р» не так широко развиты, как совместный комплекс услуг.
Конечно, существуют компании, в которых есть специалисты по закупкам, но даже они не могут скоординированно управлять закупкой и логистикой тысячи наименований одновременно. Для примера скажу: в крупном проекте, условно, строительстве нового завода, используется кабелей на несколько тысяч километров, более 100 сосудов под давлением, десятки тысяч клапанов, сотни километров магистральных трубопроводов, сотни насосов и много чего другого. И каждое оборудование должно быть поставлено строго в определенный срок. Казахстанские компании не научились еще тщательно планировать и управлять закупками в таком объеме. Задержка какого-то важного оборудования может задержать строительство на значительное время, а это дополнительные расходы и упущенная выгода для заказчика.
Инжиниринг комплексных проектов у нас не сильно развит, и, конечно, моя следующая фраза может показаться жесткой, но даже наши ведущие инжиниринговые компании работают «на подхвате» у крупных зарубежных инжиниринговых компаний, больше занимаясь адаптацией зарубежных технологий под казахстанские стандарты и СНиПы.Что такое обычный инжиниринг для крупной западной компании – это когда берешь технологию, выполненную, к примеру, на одном из месторождений в Африке, и применяешь к проекту здесь.
На мой взгляд, главной проблемой, препятствующей развитию полного цикла, является недостаток кадров, в частности, для инжиниринга и закупок. В крупной компании средний инженер имеет более 15 лет опыта работы на различных проектах в различных частях света. У нас только за последние годы начался определенный приток новых кадров в данный сектор. Вторая проблема – в отсутствии кооперации между казахстанскими компаниями. К примеру, в западных ЕРС-компаниях существуют свои субподрядчики по специализированным работам, и эти компании идут вместе на новые проекты. То есть ЕРС-подрядчики не могут и не должны выполнять все сами, часть работ передается на аутсорсинг.
Посмотрите на топовых ЕРС-подрядчиков, у них политика – развивать своих субподрядчиков и поставщиков, так как подрядчик знает, что завтра наступит такой момент, когда проект может остановиться из-за того, что субподрядчик не имеет достаточных финансов или компетенций. И ЕРС-компании целенаправленно взращивают своих субподрядчиков. У нас по-другому: в основном «дикий капитализм», где превалирует принцип «отжать до последней капли». На мой взгляд, казахстанским компаниям нужно переходить к этапу взращивания партнеров, я не говорю младших, но партнеров как субподрядчиков, и вместе идти на проекты.
Был недавно пример, когда одна крупная промышленная строительная компания, я не буду ее называть, работала на проекте, и по минимальным ценам привлекала субподрядчиков, чтобы сэкономить, а завтра уже никто не захотел работать с ней, и так как сроки проекта выходили за запланированные рамки, им пришлось привлекать зарубежную специализированную компанию, которая выполнила работу в несколько раз дороже. Пословица – «скупой платит дважды» – действует и на нашем рынке.
Третья проблема – должна быть развитая промышленность, чтобы ЕРС-компании могли быстро закупать определенное оборудование, у нас, к сожалению, мало заводов по выпуску технологического оборудования по международным стандартам.
– Какова емкость казахстанского нефтесервисного рынка, и каковы перспективы его развития?
– В настоящее время нефтесервис является одним из крупных секторов экономики Казахстана, и по нашим оценкам, емкость рынка составляет почти 1 триллион тенге в год (около 3,3% ВВП Казахстана по состоянию на 2012 год). Согласно данным Агентства по статистике, в целом нефтесервисный рынок Казахстана в 2011 году оценивался на уровне более 800 млрд тенге, из которых на:
-
услуги по установке, ремонту и демонтажу буровых вышек и соответствующие услуги, связанные с добычей нефти и газа, приходилось около 130 млрд тенге;
-
услуги по бурению – более 250 млрд тенге;
-
на остальные услуги – более 400 млрд тенге.
Объемность рынка показывает тот факт, что из 500 крупных компаний Казахстана не менее 15% фирм являются представителями нефтесервисного сектора. С учетом того, что началась реализация крупных проектов на Тенгизе, намечены расширение проектов на Кашагане, Карачаганаке и новых проектов на офшоре Каспия, сектор будет расти.
– Какую долю занимают на рынке отечественные нефтесервисные компании, и насколько уверенно они конкурируют сегодня с зарубежными?