Эксклюзив
Европа: Энергетический союз – новая энергетическая парадигма. Безопасность и независимость – ключевая стратегия ЕС
Берлин Иришев, SB Capital (Paris)b.irish777@gmail.com

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ:
- ЕС является крупнейшим в мире импортером энергетических ресурсов: ЕС импортирует 53% своей энергии, с годовой стоимостью около €400 млрд.
- Годовой объем импортируемого газа составляет 300 млрд кубометров, из которого 125 млрд поставляется российским «Газпромом».
- Более €1 трлн – такова сумма инвестиций в энергетический сектор ЕС только лишь к 2020 году.
- Европейские компании возобновляемых источников энергии, в совокупности, имеют годовой оборот в € 129 млрд с числом занятых до миллиона человек.
- Оптовые цены на электроэнергию в Европе на 30% выше, чем в США. Оптовые цены на газ почти в два раза выше, чем в США. Дороговизна электроэнергии снижает конкурентоспособность европейских товаров и препятствует экономическому росту.
- 6 государств-членов ЕС зависят от одного внешнего поставщика для всего объёма импортируемого газа.
- 75% жилого фонда ЕС считается энергетически неэффективным;
- 94% процентов транспортных перевозок зависят от нефтепродуктов, из которых 90% импортируется.
- Европейская энергетическая система, эффективно использующая трансграничные обмены, может сэкономить потребителям до €40 млрдв год.
- Выбросы ЕС парникового газа сократились на 18% за период 1990-2011 г.г.
- К 2030 г. ЕС ставит задачу по сокращению выбросов парникового газа до 40%. Для этой цели предусмотрено увеличение доли возобновляемых источников энергии на 27%, и повышение энергетической эффективности до 30 %.
ОТ НЕЗАВИСИМОСТИ К БЕЗОПАСНОСТИ
25 февраля Европейская комиссия обнародовала Концепцию Энергетического союза. Следует признать, что предстоящее создание энергетического союза означает очередной этап углубления процесса интеграции. Этот союз окажется в ряду интеграционных моделей третьим после союза Валютного (с созданием наднациональной валюты евро и его органа управления – Европейского центрального банка) и Банковского (с созданием единого надзорного органа над европейскими банками). Интеграционный принцип перевода ряда полномочий национальных правительств в сфере энергетики на наднациональный европейский уровень присутствует и в концепции Энергетического союза.
Энергия является индустриальным хлебом, без которого невозможны ни экономический рост, ни прогресс в науке и технике, не говоря о простом комфорте жизни. Поэтому неудивительно, что вопросы энергетической безопасности в цивилизованных странах выдвигаются на первое место. По мнению разработчиков концепции единого рынка, главными проблемами, препятствующими прогрессу на энергетическом рынке, являются отсутствие интегрированности рынка, ведение несогласованных между собой национальных политик и отсутствие общей позиции по отношению к третьим странам, не входящим в ЕС.
Между тем, в Европе энергетическая безопасность в немалой степени увязывается с независимостью от поставщиков этих ресурсов. ЕС импортирует 53% потребляемой энергии. Некоторые страны зависят от одного главного поставщика газа. Диверсификация поставщиков – главный ключ к обеспечению энергетической безопасности.
Рамочная стратегия Энергетического союза представляет видение будущего, а также объединяет меры в различных сферах в одну общую последовательную стратегию. Эти меры призваны укрепить союз на основе солидарности и взаимного доверия между странами-членами ЕС. Основным содержанием Энергетического союза, по замыслу Брюсселя, станет создание единого рынка сбыта энергоносителей, интеграция национальных газотранспортных систем 28 стран и выстраивание инфраструктуры, объединяющей энергетические сети стран Евросоюза.
В целях усиления регулирования единого рынка, Агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACRE) будет наделяться большей властью и независимостью. Это обеспечит Агентству возможность эффективного мониторинга развития внутреннего энергетического рынка, соответствующих рыночных правил, а также позволит ему решать все трансграничные проблемы, возникающие в результате создания однородного внутреннего рынка. Такая интеграция ведет к тому, страны ЕС лишаются части суверенитета в энергетической политике в пользу Еврокомиссии.
КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОЮЗА?
Энергетический союз предусматривает достижение трех целей в области энергетической политики ЕС: безопасность поставок, долгосрочность и конкурентоспособность. Для достижения этих целей, союз будет работать в пяти взаимодополняющих направлениях: энергетическая безопасность, солидарность и доверие; внутренний энергетический рынок; энерго-эффективность как фактор снижения спроса; декарбонизация экономики; научные исследования, инновации и конкурентоспобность.
Эти пять направлений соответствуют сферам, требующим наибольшей интегрированности и координации. По каждому направлению определен список мер, которые будут приняты в ближайшие годы. Регулярный мониторинг и пересмотр этого плана действий позволят обеспечить соответствие мер актуальной конъюнктуре.
В этом контексте, в области газа, комиссия разработает пакет мер, в число которых войдут пересмотр регламента о безопасности газоснабжения.
Большое внимание уделяется вопросу повышению прозрачности на газовом рынке. Концепцией энергетического союза предусматривается расширение полномочий Еврокомиссии при одобрении газовых сделок с третьими странами. Прежде чем подписать новые соглашения со странами - поставщиками газа, государства ЕС должны будут передать договоренности на рассмотрение Еврокомиссии «на предмет соответствия законам ЕС».
Теперь все газовые сделки стран Евросоюза подлежат согласованию с Европейской комиссией в начале переговорного процесса, а не после их подписания. В таком случае Брюссель получает возможность не ограничиваться проверкой межправительственных соглашений, но и требовать внесения в них изменений, что было не реально до этого. Участие комиссии в переговорах с третьими странами и переход к типовым пунктам договора позволят эффективно противостоять всякого рода давлению, включая политическое, и обеспечат соблюдение европейских интересов в рамках действующего законодательства. Такие меры должны полностью соответствовать правилам ВТО и антимонопольному законодательству ЕС.
Это требование будет распространяться как на межгосударственные, так и на коммерческие контракты. Таким образом, за Брюсселем останется последнее слово по сделке с тем, чтобы ЕС был единой стороной в процессе переговоров с третьими странами.[1]
Особо предусматривается усилить прозрачность коммерческих контрактов по поставкам газа. Комиссия представит предложение по решению этого вопроса в рамках пересмотра законодательства по безопасности поставок газа.
Что касается диверсификации, то основное внимание уделяется строительству южно-европейского газового коридора, внедрению стратегии по развитию потенциала сжиженного газа, а также созданию газовых узлов, снабжаемых несколькими поставщиками из центральной и восточной Европы и средиземноморского бассейна.
Ожидается, что наибольшую пользу от создания Энергетического союза получат страны Балтии и Словакия, Чехия и Польша, импортирующие из России от 60 до 90% своих газовых потребностей. Для них предусмотрена возможность «добровольного объединения для совместных закупок». Болгария, Греция, Хорватия рассчитывают на солидные инвестиции в свои газотранспортные системы и их модернизацию. Иная ситуация складывается для Венгрии, которая в эти же дни принятия Евросоюзом новой концепции подписала свой эксклюзивный контракт на поставку газа в ходе недавнего визита в страну президента России Путина. Теперь венгерский контракт по умолчанию войдет в противоречие с концепцией Энергетического союза и вызовет большое напряжение в рабочих органах Европейской комиссии.
Европейская комиссия предусматривает меры также для диверсификации производства электричества. Электричество, по большей части, производится на территории ЕС. Источниками служат различные носители и технологии. Каждая страна ЕС имеет собственный доступный ей набор источников электроэнергии и технологий. Очень важным представляется объединение электрических энергосистем внутри ЕС: это обеспечит возможность трансграничных обменов электричеством, учитывая тот факт, что энергетические «наборы» стран-членов ЕС часто дополняют друг друга. Эволюция рынка электроэнергии и, в частности, все большее значение возобновляемых источников энергии, требуют дополнительных мер для усиления интеграции рынка.
Концепция Энергетического союза также включает амбициозную стратегию по поддержке исследований и инноваций в области энергетики. Задача состоит в том, чтобы сохранить ведущую роль Европы в глобальных инвестициях в возобновляемые источники энергии. Исследование новых регионов в поисках ископаемых энергоносителей, изучение новых технологий, усовершенствование инфраструктур, обеспечивающих доступ к новым источникам снабжения – все эти элементы должны способствовать обеспечению диверсификации и надежности энергопоставок в Европу.
Предполагается, что финансирование союза будет вестись в рамках анонсированного недавно главой Еврокомиссии ЕС Ж.-К. Юнкером пакета в 315 миллиардов евро, направленного на поддержку антикризисных мер, создание рабочих мест и общее стимулирование экономического роста в ЕС. Но в какую сумму обойдется реализация энергетического проекта, пока остается неизвестной.
ЕАЭС за бортом, ПРОТИВ КОГО ДРУЖИМ?
При внимательном изучении, в зарождении идеи создания энергетического союза можно обнаружить присутствие несколько иных мотивов и целей интеграционного союза. Если на создание Монетарного союза в форме единой наднациональной валюты – евро – Евросоюз затратил почти 30 лет, то к необходимости создания Банковского союза в 2014 году Европа потратила 6 кризисных лет. Совсем иное дело с Энергетическим союзом. На идею его создания потребовалось не больше двух лет и возникновение двух связанных между собой событий.
В этом смысле некоторые особенности подготовленного проекта и особенно причины, приведшие к пониманию необходимости создания этого союза, напоминают нам картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891 гг.). Оснований для сравнения предостаточно: в истоках зарождения этой концепции присутствуют и «запорожцы», и турки, и «кичливость» Газпрома (в роли турецкого Султана), принятая Евросоюзом как угроза энергетической независимости.
Начнем с «запорожцев». Украина является транзитной страной на газовом пути между Россией и Европой. В последние годы из-за неплатежей Украины неоднократно возникал риск срыва в поставке газа на Украину, что представляло собой угрозу энергетической безопасности Европы. Конфликт на Украине обострил ситуацию, и возможность разрыва в поставках всё больше принимала неизбежный характер.
Второе событие – это подписание «Газпромом» с Турцией долгосрочного контракта на 30 лет в конце 2014 года и отмена проекта «SouthStream». Масштабы указанных событий имели геополитический характер. Несмотря на утверждение российских властей о том, что выход из «South Stream» для России был вынужденным и не имеет политического характера, аннулирование газового проекта в европейском направлении было оценено экспертами как сокрушительный удар по энергетическому будущему Европейского союза.
Естественно, указанные события подводили европейцев к необходимости диверсификации источников газоснабжения и разработки новой философии безопасности и независимости.
Обратим внимание на особенность подготовленной концепции: «Газпром», 80% экспорта которого приходится на Евросоюз, не упоминается среди стратегических поставщиков «голубого» топлива. На самом деле, если годовой объем газового импорта составляет порядка 300 миллиардов кубических метров, то на долю Газпрома приходится 125 миллиардов, и он еще долго может оставаться поставщиком, но уже не ключевым. Предусматривается налаживание стратегического энергетического партнерства с другими странами, не входящими в ЕАЭС: Азербайджаном и Туркменией. Здесь нет Казахстана и Узбекистана, присутствовавших в проекте Набуко. Таким образом, в центре энергетической политики блока Евросоюза оказываются новые страны, включая Алжир. Предполагается, что через сеть Транс Адриатического газопровода к 2020 году будет прокачиваться в Европу до 20 миллиардов кубометров азербайджанского и туркменского газа. Такая расстановка приоритетов означает обострение борьбы за туркменский газ между Китаем, Россией и Евросоюзом.
Новая концепция энергетического союза означает приближение конца «европейских мытарств» с российским газом. Как указывают западные эксперты, ослабевает «мертвая хватка» Кремля. Это создает угрозу всей схеме поставок «Газпрома» в ЕС, в трубах которого есть и казахстанский газ, Поэтому понятна реакция российской стороны, которая была выражена в заголовках статей российской прессы: «Газ без нас», «ЕС хочет поставить крест на газовой мощи России».
Таким образом, подготовленный проект Энергетического союза содержит в себе потенциальные опасности для стран ЕАЭС – крупнейших в мире экспортеров энергетических ресурсов. Желание Европы уйти от зависимости единого поставщика газа загоняет нас в трубу единого покупателя. Переориентация поставок на соседний Китай не является для нас лучшим решением. Тогда наши интересы точно окажутся в трубе. Вся наша многовекторность окажется иллюзией.
Задуманный в Европе Энергетический союз представляет собой интеллектуальную пищу в форме «кубика Рубика»для энергичных размышлений стратегови политиков в ЕАЭС.
Пока речь идет о проекте. Его приведение под общийзнаменатель может оказаться непростым. В отличие от 28 запорожцев, выражающих единый бесшабашный настрой вокруг своего атамана, в Евросоюзе слишком большой разброс интересов среди 28 "атаманов" и это может привести к непростым осложнениям в продвижении проекта Энергетического cоюза.
Будущее покажет реальность такого Союза и нашу адаптированность к нему.
Париж, 3 марта 2015 г.
[1] В связи с введением ЕС единой процедуры переговоров от имени 28 стран уместно будет вспомнить, как Китай в последние годы «развел» страны СНГ, поставщиков газа – Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Россию на отдельные конфиденциальные переговоры, создавая между этими «братскими» странами-поставщиками углеводородов атмосферу конкуренции и секретности.
Опубликован полный текст статьи