Политика
Тревожная осень
Досым Сатпаев, Ph.D., директор консалтинговой организации «Группа оценки рисков», соучредитель Альянса аналитических организаций Казахстана.
Не так давно международное рейтинговое агентство Moody's представило очередной доклад о рисках для рейтинга Казахстана. В список таких рисков, в частности, были включены: значительная зависимость экономики страны от цен на энергоносители, а также уровень необслуживаемых кредитов.
К позитивным для рейтинга факторам аналитики Moody's относят хорошие показатели роста ВВП страны, рост объема прямых иностранных инвестиций и экспорта углеводородов, а также бюджетный профицит и сравнительно низкий уровень государственного долга по отношению к ВВП. Несмотря на то, что Moody's оценивает экономические показатели Казахстана как умеренные, эффективность работы государственных учреждений была все-таки определена как низкая. Косвенно этот вывод подтвердила критика президента в адрес правительства в ходе индустриального форума в Астане, где Нурсултан Назарбаев выразил неудовлетворение качеством реализации программы индустриализации.
Весной текущего года об этом же, опираясь на цифры, также говорил Счетный комитет РК, который анализировал экономическое развитие регионов, в том числе с точки зрения оценки эффективности использования ими средств республиканского бюджета. Вряд ли выводы были сенсационными. Если суммировать основные тезисы, связанные с провальной работой на местном уровне, то, по мнению Счетного комитета, речь идет о нарушении финансовой дисциплины, бюджетного и иного законодательства, о некачественном планировании объема целевых трансфертов, об отсутствии должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ и т.п.
Не меньше вопросов было и к деятельности самого правительства, которое, судя по отчету Счетного комитета, также получило "черную метку". Несмотря на то, что исполнение республиканского бюджета осуществлялось "…в условиях двукратного уточнения и многократных корректировок", неосвоенными остались 43,2 млрд тенге, что по сравнению с 2010 годом, больше на 15%. В то же время, глава государства подчеркнул, что правительство Казахстана будет вести дальнейшую работу в неблагоприятных экономических условиях, когда тон, возможно, будет задавать вторая волна кризиса. Кстати, в связи с такими прогнозами, Национальный банк совместно с правительством разработал основные направления экономической политики на 2012 год.
Традиционно одним из самых интересных разделов являются сценарные варианты развития экономики на 2012-2014 годы. Как обычно, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежнокредитной политики на 2012-2014 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации.
Первый (пессимистический) сценарий исходит из цены в $40 за баррель в предстоящие три года. Второй, или умеренный сценарий, предусматривает цену в $90 за баррель в 2012 году и $70 за баррель в 2013 и 2014 годах. И, наконец, третий (оптимистический) сценарий исходит из цены в $100 за баррель, которая существенно ниже текущего уровня цен на нефть. Национальный банк считает наиболее вероятным реализацию именно третьего сценария развития экономики страны.
Стоит отметить, что ранее Нацбанк, делая прогнозы самостоятельно, объявлял наиболее вероятным умеренный сценарий. Все эти три сценария строились с учетом данных Министерства экономического развития и торговли РК касательно увеличения расходов республиканского бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в течение 2012-2014 годов. В то же самое время, Н. Назарбаев в ходе уже упомянутого индустриального форума напомнил, что в настоящее время правительство разрабатывает концепцию инновационного развития страны до 2020 года, в которой может быть прописано более конкретное участие иностранного бизнеса в программе индустриализации.
Хотя еще в апреле текущего года президент заявил о том, что Казахстан сильно не нуждается в иностранных инвестициях, и для индустриального развития страны вполне хватает внутренних резервов. Все это говорит о том, что основная нагрузка на инвесторов будет ложиться именно в сфере расширения казахстанского содержания, в том числе за счет инвестиций в подготовку местных специалистов и в финансировании производства технологий. По крайней мере, намек на это был сделан главой государства.
Незадолго до этого, на 25-ом пленарном заседании Совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте РК, глава государства призвал иностранных инвесторов вкладывать в развитие индустрии и новых технологий в Казахстане. При этом основной акцент также был сделан на участии инвесторов в увеличении казахстанского содержания.
По его словам, в политике казахстанского содержания республика хотела бы видеть большую долю именно высокотехнологичных, наукоёмких товаров и услуг. Но если речь идет о казахстанском содержании, то интересным выглядит предложение председателя Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" Тимура Кулибаева, который предложил иностранным инвесторам в нефтегазовой сфере для выполнения обязательств по казахстанскому содержанию позвать свои сервисные компании в Казахстан, где они могли бы открыть совместные предприятия.
По его мнению, сложно требовать от крупных инвесторов выдерживать в своей деятельности правила по казахстанскому содержанию, если большое количество нефтегазового оборудования не производится в стране. В любом случае, на следующем заседании СИИ президент будет ждать предложения инвесторов по вопросам практической реализации концепции инновационного развития страны. Для усиления контроля в этом направлении глава государства решил дать больше контролирующих функций Министерству индустрии и новых технологий, которое вместе с инвесторами должно пересмотреть состав, как самого СИИ, так и активизировать деятельность его рабочих групп.
Скорее всего, в качестве еще одной курирующей структуры со стороны государства можно рассматривать созданный нефтегазовый совет, который является консультативно-совещательным органом при главе государства для выработки предложений по стратегическим направлениям развития нефтегазовой отрасли страны. Интересно отметить, что второй важной задачей совета является выработка предложений по взаимодействию с зарубежными партнерами, работающими на крупнейших нефтегазовых месторождениях Казахстана.
Рабочим органом совета является Министерство нефти и газа, что усиливает позиции данного ведомства, на которое возложена задача два раза в год проводить заседания совета. В целом, появление нефтегазового совета говорит о мобилизации государственных структур с целью координации политики в отношениях с иностранными добывающими компаниями, в том числе с точки зрения оказания на них эффективного давления. Если посмотреть на состав участников данного совета, то в него вошли те министерства и ведомства, которые отвечают за более активное привлечение иностранных компаний к реализации социальных проектов, к увеличению казахстанского содержания и к реализации индустриально-инновационной программы.
Так, например, кроме премьер-министра и министра нефти и газа, в совет входят заместитель руководителя администрации президента РК, курирующий социально-экономические вопросы, министр юстиции, министр труда и социальной защиты населения, министр индустрии и новых технологий, министр финансов, министр охраны окружающей среды, министр экономического развития и торговли, а также председатель правления ФНБ "Самрук-Казына" и председатель правления НК "КазМунайГаз".
В целом, политика государства по отношению к иностранным инвесторам оценивается поразному. Так, например, Ernst & Young представила данные о проведенном исследовании инвестиционной привлекательности Казахстана, в рамках которого были опрошены существующие и потенциальные инвесторы из 87 стран. Согласно исследованиям Казахстан признан одним из трех наиболее привлекательных инвестиционных рынков. В этом убеждены 85% существующих и 18% потенциальных инвесторов.